Классификация сетей в высшем образовании: маркетинговый анализ кейса Клуба десяти (Россия)

  • Ирина Васильевна Котляревская ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0002-8899-7110
Ключевые слова: сетевое сотрудничество, маркетинговый анализ, оценка сети, сетевой анализ, классификация, высшее образование

Аннотация

Введение: сетевизация бизнеса как практика его развития в России пока не получила широкого
распространения. Отсутствуют исследования сетевых взаимодействий в сфере образования;
в публикациях мало разработок, помогающих осуществить маркетинговую оценку сетевых
образований. Целью статьи является попытка восполнить этот пробел и представить методические
критерии такой оценки, опробовав их на примере сетевого партнерства, созданного федеральными
университетами России.
Материалы и методы: для изучения и обобщения реального опыта в работе применяется кейсовый
метод исследования, который авторы понимают как эмпирическое исследование, направленное на
изучение явлений в режиме реального времени и в контексте реальной жизни.
Результаты исследования: предложена комплексная методика оценки сетей, применение которой
позволило выявить ключевые проблемы и барьеры в реализации проекта. Определена главная
проблема – отсутствие маркетингового анализа, понимания своей целевой аудитории и прозрачной
концепции развития. Разработана классификация сетевых партнерств, с помощью которой возможно
систематизировать сеть российских вузов как межорганизационное полицентрическое партнерство
квазиинтеграционного типа, опирающееся на неоклассический контракт с элементами контракта
отношенческого. Анализ развития сети позволил выявить значимые отклонения результатов от
изначально заявленных.
Обсуждение и заключения: теоретическая значимость работы состоит в применении теории сетей
к нетипичному для экономической теории объекту – анализу сферы высшего образования. Практическая
значимость заключается в возможности использования полученных результатов в реальных проектах
в режиме реального времени. Результаты исследования применимы к системам образования
практически для всех стран с трансформационным типом экономических и образовательных систем.

Опубликован
2018-07-11
Раздел
Международный опыт интеграции образования