ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КАФЕДРЫ, КАК СУБСТРАТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
Введение: Обеспечение возможности вхождения экономики России в число стран с шестым технологическим (цифровым) укладом невозможно без развитой национальной инновационной системы (НИС), состоящей из региональных инновационных систем (РИС), уровень развития которых и определяет в целом состояние НИС. В свою очередь РИС имеет собственную структуру, включающую подсистемы, которая определяет эффективность ее функционирования в целом. Для ее повышения необходимо выявить основу этих систем. На наш взгляд, такой основой по отношению к РИС, является университетская кафедра, и решение задачи повышения эффективности ее инновационной деятельности, является основанием для повышения эффективности НИС в целом. Таким образом, целью настоящей статьи является исследование инновационной системы университетской кафедры, обеспечивающей эффективность функционирования инновационной системы вуза, РИС и НИС.
Результаты исследования: выявлена иерархия инновационных систем, начиная с системы кафедры национального исследовательского университета и заканчивая НИС. Разработана модель инновационной подсистемы кафедры с выявленной инновационной инфраструктурой, направленная на получение как специфических одушевленных инновационных продуктов (ОИП) – выпускников университета обладающих компетентностью в инновационной инженерной деятельности, так и неодушевленных - материальных (техники, технологий МИП) и нематериальных (объектов интеллектуальной собственности НИП) продуктов.
Материалы и методы: Для выполнения исследования были использованы основные компоненты взаимосвязанных системного, субстратного и структурированного научных подходов, а также анализ известных исследований по изучаемой проблеме, включая предыдущие исследования авторов.
Обсуждение и заключения: Полученные результаты подтверждают важную роль каждой университетской кафедры в развитии РИС и НИС в целом, и ориентируют ее работу на инновационный путь развития – творческую продуктивную интеллектуальную и научно-исследовательскую деятельность, что явится основанием для развития других кафедральных инновационных систем.